3 декабря — Международный день инвалидов

В мире проживает около одного миллиарда инвалидов. Это примерно 15% от всего населения мира. Они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, которые исключают их из равноправного участия в жизни общества. Интеграции их в общество может помочь инклюзивное образование, которое начинают наконец-то практиковать и в Украине.


Международный день инвалидов, который отмечают 3 декабря, направлен на привлечение внимания к проблемам этих людей, к защите их достоинства, их прав и благополучия. Цель — привлечь общество к преимуществам, которые оно получит благодаря участию инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни. Инвалиды могут иногда даже намного больше, чем люди, которым посчастливилось не иметь особенностей, которые ограничивают их способности.

Что такое инклюзивное образование для инвалидов?
Это практика, позволяющая детям с ограниченными возможностями учиться не в специализированных интернатах, а в обычных общеобразовательных школах. Это воспитание толерантности к ним у школьников. Но, в первую очередь, это доступность образовательных помещений — пандусы, оборудованные туалеты, низкие пороги и т. п. В Украине инклюзивное образование делает только первые шаги, а в мире оно уже продемонстрировало ошеломляющие результаты.

Инклюзивное образование означает — «включающее». Оно базируется на 8 принципах.
— Ценность человека. Она не зависит от его достижений или способностей.
— Все люди могут думать и чувствовать.
— Каждый из нас имеет право быть услышанным, право на общение.
— Люди нуждаются друг в друге.
— Только реальные взаимоотношения могут обеспечить хорошее образование.
— Люди нуждаются в дружбе и поддержке ровесников.
— Прогресс в том, что они смогут делать, а не в том, что не смогли.
— Разнообразие усиливает жизнь человека, делает ее ярче.

 

Инклюзивное образование на примере Норвегии
Все специализированные интернатные заведения закрыли в Норвегии еще в 90-х годах уже прошлого столетия. Родители имеют право отвести ребенка в любую школу, и это уже проблемы школы и правительства в предоставлении ему всех необходимых услуг. Есть примеры, когда дети учатся в тех же классах, есть — когда они разделены по классам, и пребывают вместе только на определенных уроках, или же общаются на переменах. То есть, фактически в этой стране есть разные уровни инклюзивного образования — как полное «погружение», так и более щадящее, интеграционная модель.

Инклюзивные классы обычно делятся по разным типам заболевания. Например, есть для деток с ДЦП, который оборудован под инвалидную коляску.

Важно отметить, что классы эти обычно небольшие, и учителю помогают как персональные ассистенты каждого ребенка, так и его помощник. В норвежских школах обязательными являются прогулки. Вне зависимости от физических возможностей ученика.

Опросы, которые проводились в связи с переходом на инклюзивное образование, продемонстрировали, что педагоги и родители не совсем готовы к таким нововведениям. Причем, опрос среди учителей, родителей и школьников показал, что дети — намного толерантнее и терпимее многих родителей. Получается, для того чтобы инклюзия заработала, надо чтобы изменилось общество. Надо, чтобы оно перестало бояться людей с ограниченными возможностями, чтобы они перестали быть в обществе невидимками. Ведь если им просто помочь или же просто предложить свою дружбу и понимание, возможно, они добьются таких же успехов, как например, всемирно известный Ник Вуйчич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *